Ваш город:

Тонкости профессиональной квалификации

1 июн. 2020 г.
0
223

Мировое сообщество взволнованно обсуждает пандемию и экономический кризис. Из взвешенных и разумных обсуждений, как и из самых конспирологических или мистических теорий, вытекает одно: после отмены карантина в мировой экономике еще очень долго придется «латать дыры». Это означает, что миллионы людей, в очередной раз, испытают на себе «все прелести» инфляции и безработицы.

Тонкости профессиональной квалификации

Не избежать этих последствий и россиянам, даже несмотря на беспрецедентные меры господдержки социально незащищенных слоев населения, а также представителей среднего и малого бизнеса. Госбюджет и резервы, к сожалению, не безграничные, а их наполнение зависит от «живой» экономики. В том числе – от трудовой занятости населения, способного восполнить ресурсы, израсходованные на борьбу с эпидемией и финансовую поддержку отдельных категорий граждан.

Специалисты прогнозируют, что после отмены карантина списки безработных россиян в центрах занятости увеличатся в разы. Поэтому сейчас самое время задуматься о повышении профессиональной квалификации или переквалификации, чтобы быстрее и легче выйти из кризиса.

Закономерные изменения рынка труда: основные причины и их решение

За последние 100 лет случилось 2 мировые войны, не считая локальных военных конфликтов, 6 мировых экономических кризисов и 11 пандемий. При этом численность населения планеты значительно увеличилась, а научно-технический прогресс достиг уровня развития атомной энергетики, космонавтики и искусственного интеллекта. Но со времен Древнего Рима люди не придумали более эффективного способа борьбы с эпидемиями, чем карантин.

Пережить нынешнюю пандемию в значительной степени помогают современные средства связи. Правда, дистанционный формат обучения, управления производством, научно-практических конференций и разного рода деловых встреч до конца не отработан. Но это дело времени.

Намного сложнее с бытовой стороной вопроса. Человек – существо социально ориентированное, и поэтому в условиях самоизоляции чувствует себя не комфортно. К тому же, совершать путешествия, слушать оперу или наслаждаться живописью, посещением выставок или других зрелищных мероприятий намного интереснее в режиме реального времени. Воспользоваться полным спектром услуг салонов красоты без личных контактов с мастерами тоже, пока, невозможно.

Из этого следует, что абсолютно уйти в виртуальный мир человечеству не удастся даже в наивысшей степени развития технологий. Но придется задуматься о биологической безопасности в периоды пандемий и заняться совершенствованием дистанционных систем, их более глубоким и универсальным функционалом во всех отраслях экономики. Тем более, эксперты утверждают, что глобальные кризисы в экономике – закономерное и периодическое явление, а стало быть, грядут изменения и на рынке труда, который неразрывно связан с экономикой.

Профессионалы будущего – какие они?

Как показывает опыт цивилизации, COVID-19 – не первая атака «невидимых соседей по планете», а значит – не последняя. Преимущество людей XXI века перед поколениями, пережившими чуму, «испанку» и других биологических агрессоров – в технологиях, которые очень пригодятся в борьбе с невидимыми и еще неизученными врагами человечества. У предыдущих поколений не было интернета, чтобы снизить реальные контакты, сохраняя активность коммуникаций в виртуальном пространстве.

Это значит, что теперь профессионалами будут считаться люди, которые не просто умеют пользоваться гаджетами на бытовом уровне, но и быстро овладевают компьютерными программами, необходимыми для работы в той или иной сфере трудовой деятельности. По сути, каждому специалисту, кроме знаний и опыта работы в основном направлении, необходимо параллельно изучать программирование, чтобы «оставаться на плаву» при любых изменениях на рынке труда.

В связи с необходимостью социальных ограничений в условиях биологических угроз, обществу придется развивать возможности использования роботов и искусственного интеллекта, чтобы заменить людей на опасных участках. Это означает, к примеру, что медицинскому персоналу инфекционного отделения больницы придется осваивать управление робототехникой для дезинфекции помещений, а провизору в аптеке – учиться управлять дронами, чтобы обслуживать виртуальных клиентов.

Нынешнее ограничение перемещений – возможность задуматься о будущем своей профессии и уделить время дополнительному образованию, которое, несомненно, поможет в работе и увеличит конкурентоспособность профессионалов на рынке труда.

Каким будет рынок труда после пандемии?

Нынешняя пандемия, скорее всего, станет стимулом к развитию вирусологии, иммунологии и фармакологии, как и других направлений медицины. Вместе с медициной следует ожидать и развития отечественной фармацевтической отрасли, которая должна ликвидировать зависимость россиян от дорогих импортных препаратов и вакцин.

Будет вполне логично, если в самое ближайшее время спрос на профессии в медицине и фармацевтике резко возрастет, что, наконец-то, устранит дефицит врачей и среднего медицинского персонала.

В изоляции сфера обслуживания столкнулась с проблемой оттока клиентов и низким уровнем развития онлайн-сервиса. Меньше пострадали в финансовом плане те, у кого давно была налажена система работы через онлайн-заказы и курьерские доставки. Хотя, конечно, сегодняшняя популярность курьеров – мера вынужденная и временная. Скорее всего, в ближайшем будущем в роли курьеров будут выступать дроны по доставке пиццы или роллов. Но управлять ими все равно будут люди (правда, специально обученные). А курьерам придется заняться поисками другой работы, впрочем, как и дворникам, грузчикам и людям другого «неквалифицированного» труда.

Карантин затронул и сферу образования, где тоже обнажились проблемы при переходе на дистанционный формат обучения. Главные из них – слабая скорость или полное отсутствие интернета, низкий уровень технического оснащения образовательных учреждений, отсутствие единых и универсальных, образовательных онлайн-платформ для передачи учебного материала и качественной проверки усвоенных знаний.

К сожалению, низкий уровень компьютерной грамотности учителей, в особенности – старшего, но более опытного поколения, существенно дополняет список перечисленных проблем образования. Решить эту проблему во многом поможет реализация Национального проекта «Образование», в котором в том числе обозначены и меры по ликвидации компьютерной безграмотности учителей. Хотя уже очевидно, что эти меры необходимы были еще вчера и, даже, намного раньше.

Никто не станет отрицать, что детям нужны первые звонки, выпускные балы и, самое главное, навыки живого общения. Но поколению будущего нужны и учителя со знанием компьютерных технологий.

«Информация к размышлению», или суммируем итоги

«Опыт – сын ошибок трудных», как сказал великий поэт, а еще он – вечный двигатель эволюции человека и цивилизационного развития. Можно было бы долго перечислять, как изменятся профессии будущего, требования к специалистам, условия конкуренции. Но лучше, не теряя времени, заняться дополнительным образованием уже сейчас, не дожидаясь, пока работодатель воспользуется государственной программой лояльности и направит на бесплатное повышение квалификации, или, что скорее всего, уволит либо по сокращению, либо за несоответствие…

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Новости образования
В Госдуме выступили в предложением выплатить педагогам компенсации за ЕГЭ в условиях пандемии
Как сообщает ТАСС, заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Максим Зайцев выступил с обращением к министру просвещения Сергею..
В Госдуме выступили в предложением выплатить педагогам компенсации за ЕГЭ в условиях пандемии
2 июл. 2020 г.
0
398
Внедрение ЦОС в школах РФ
Согласно комментариям, предоставленным пресс-службой Министерства просвещения России, эксперимент по внедрению в российских школах цифровой образовате..
Минпросвещения РФ: модель ЦОС не подразумевает уход от традиционных уроков в школе
2 июл. 2020 г.
0
205
Герман Греф - президент и председатель правления Сбербанка России
В рамках интервью ТАСС Герман Греф, глава Сбербанка России, заявил, что нынешняя школа не даёт ответа на целый ряд вопросов, а сама модель обучения уж..
Глава Сбербанка: сегодняшняя модель обучения устарела
1 июл. 2020 г.
0
808
Оставить свой комментарий

Ваш город: