30 августа текущего года Ольга Васильева, министр просвещения РФ, провела уже ставшее традиционным Общероссийское родительское собрание. В режиме видеоконференции главе Минпросвещения задавали вопросы родители из разных городов России.
По словам О. Васильевой, две глобальные цели национального проекта «Образование», поставленные российским президентом, – вхождение в десятку ведущих мировых систем образования и воспитание гражданина – определили задачи, каждая из которых легла в основу одного из десяти федеральных проектов. Речь идёт о строительстве школ, воспитании человека, создании новой образовательной среды, учителе будущего, социальных лифтах и другом.
Говоря о цифровом образовании и отвечая на вопрос о негативном влиянии цифровизации на обучающихся, министр отметила: «Фактически все школы получили доступ к интернету. А теперь мы хотим сделать интернет скоростным и перевести в цифру весь школьный документооборот. Расписание, делопроизводство, бухгалтерия - всё сосредоточится на единой образовательной платформе. Один клик – и нужная информация на экране. Кроме того, в той или иной степени с цифровизацией связаны три школьных предмета – технология, информатика и математика. Плюс уже на сегодняшний день мы потратили колоссальные средства и усилия на то, чтобы создать платформу под названием «Российская электронная школа». <…> Там есть уроки с первого по одиннадцатый класс по каждому предмету. Ведут их лучшие педагоги, лауреаты конкурса «Учитель года». В формате 3D можно пройти по музеям. <…> Лучшие спектакли за последние пятьдесят лет, огромный библиотечный и архивный фонд. Все для того, чтобы помочь педагогам в их профессиональной деятельности. В том числе – из отдалённых сел, где крайне важно обеспечить качественное образование. Мы создаем IT-кубы, «Кванториумы» – вот о чём идёт речь. Цифровая среда – это инструмент, который так же необходим в современной жизни, как знание английского языка. Но подчеркну – ни о каком вытеснении учителя компьютером речь не идёт. Никто и никогда не сможет заменить педагога».
О мобильных телефонах
О. Васильева заявила, что позиция её ведомства относительно ограничения использования мобильных телефонов в школах однозначна: им не место на уроках. Объясняется это рекомендациями Роспотребнадзора и Рособрнадзора, заботой о здоровье учеников и мировыми тенденциями.
Она, в частности, сообщила: «Жёсткие ограничения на использование мобильных телефонов есть, например, в Австралии, Болгарии, Венгрии, Франции, Сингапуре. Мы советовались с общественностью. Нас поддержали 89 процентов родителей и 90 процентов учителей. И что особенно интересно – 61 процент детей тоже поддержал. Хотя я понимаю, насколько им тяжело свыкнуться с мыслью, что с телефонами придётся расстаться на время учёбы. Понимаем, что будет сложно. Москва уже выступила против наших рекомендаций. Говорят, что мобильные телефоны нужны в учебном процессе. Но я думаю, что это от лукавого. В современных московских школах предостаточно гаджетов и без телефонов. Моё глубочайшее убеждение – на период образовательного процесса мобильники не нужны».
Об учебниках и процессе обучения
Отвечая на вопрос родителей их Саранска о том, ведётся ли работа по созданию единого учебного пространства, министр просвещения рассказала об обновлении федеральных государственных образовательных стандартов и сокращении количества учебников.
«У нас сегодня только по физике 22 линейки учебников, по биологии – двенадцать! Зачем, никто не знает. Мы сейчас ужесточили правила по экспертизе учебников и их вхождению в государственный перечень. Уже сократили список на 486 учебников. Идут суды – не все согласны с тем, что происходит. Но школьные учебники - это не бизнес, а большое государственное дело», – пояснила О. Васильева.
Также она добавила, что родители не должны покупать ни учебники, ни учебные тетради, поскольку их приобретение финансируется федеральным бюджетом.
Кроме того, по словам главы Минпросвещения, в ведомстве думают об увеличении количества часов географии в неделю, целесообразности выставлять не оценки, а зачёты по таким предметам, как физкультура, музыка и изобразительное искусство. Последнее она объясняет тем, что у детей разные способности, и есть случаи, когда важен не столько результат, сколько потраченные усилие и трудолюбие.
Особо О. Васильева акцентировала внимание на выражении «умение трудиться», отметив следующее: «Сейчас то и дело слышишь: успешность, успешность, успешность... Замечательное слово, но мне оно не всегда нравится. Я за успешность, но с одним важным уточнением. Мы должны с самого рождения говорить ребёнку, что без труда, без вкалывания никакого результата априори быть не может. Только при большом усердии, при стремлении трудом добиваться поставленных целей можно в этой жизни состояться... Давайте возвращать в школу замечательный глагол «трудиться».